Ласты - необходимый элемент снаряжения для дайвинга, обеспечивающий возможность оптимально ДВИГАТЬСЯ ПОД ВОДОЙ.
Но можно ли плавать без ласт? Несомненно. Хороший
пловец легко проводит в воде несколько часов, преодолевая за это время
значительное расстояние. Можно нырять в маске и без ласт, наслаждаясь
красотами подводного мира. Но все меняется, когда мы надеваем акваланг.
Его вес в воде невелик, но масса, т.е. мера инерции, остается такой
же, как и на суше - около 20 кг. Жесткие баллоны за спиной уменьшают
гибкость тела и сковывают свободу движений. Применение ласт
компенсирует возникшие трудности. Правильно подобранные, удобные и
эффективные ласты во многом определяют комфорт аквалангиста под водой.
Выбор наиболее подходящей модели ласт зависит от стоящих перед вами
задач и ваших индивидуальных особенностей. Для оценки пригодности ласт
выделим два параметра:
-
удобство крепления к ноге;
-
эффективность при плавании.
Первое определяется конструкцией галоши, второе - конструкцией лопасти и общей формой ласты.
Разнообразие
конструкций галош сводится к двум принципиальным вариантам: с закрытыми
и открытыми пятками. Первые весьма удобны при надевании на босую ногу и
обеспечивают наиболее плотное соединение ласты со стопой. Для надевания
на ботики гидрокостюма удобнее использовать ласты с открытой пяткой,
снабженные ремешком. Они называются также регулируемыми. Современные
модели регулируемых ласт позволяют подтягивать и ослаблять ремешок
прямо на ноге.
Разнообразие конструкций лопастей ласт весьма
велико. Для ласт, как и для любого двигателя, чрезвычайно важен
коэффициент полезного действия, т.е. отношение полезной работы к
затраченной энергии. Под водой все измеряется воздухом: чем энергичнее
физическая работа - тем больше его расход .Чем эффективнее ласты - тем
меньшее количество воздуха необходимо для преодоления определенного
расстояния. При прочих равных условиях, эффективность ласт и их
соответствие вашим индивидуальным особенностям может изменять скорость
расхода воздуха на 20 - 30%. Соответственно, на столько же изменится
время пребывания под водой.
Всем знакомы простые резиновые ласты,
имеющие лопасть классической формы с двумя ребрами жесткости по бокам.
В начальной фазе гребка часть энергии аккумулируется сгибающейся
лопастью ласты и затем отдается в завершающей фазе с разгибанием
лопасти. Один из возможных путей увеличения эффективности работы ласты
- наращивание площади гребной поверхности. Однако после известного
предела оно становится неоправданным. Для резиновых ласт предел
целесообразной длины 60 - 70 см от пяточной части до вершины лопасти.
Ласты шириной более 20 - 22 см задевают друг друга при плавании.
Другой
путь увеличения эффективности ласт - применение материалов большей
упругости. При этом увеличиваются как возможность аккумуляции энергии в
начальной фазе гребка, так и допустимая длина лопасти. Великолепными
гидродинамическими свойствами обладают длинные ласты с лопастями из
тонкого, упругого и достаточно жесткого пластика и резиновыми калошами.
По скоростным качествам подобные ласты превосходят подавляющее
большинство других моделей и оптимальны для плавания без акваланга. Не
случайно подводные охотники всего мира предпочитают ласты именно такой
конструкции. Аквалангисты, напротив, весьма редко пользуются ими , так
как они проигрывают ластам меньшего размера в маневренности. Для
плавания с аппаратом выпускаются ласты с менее длинными лопастями из
аналогичного материала.
Еще один способ увеличения эффективности
- ласты с окнами (фото 2.4 А). В чем их смысл? Во время гребка с одной
стороны гребной поверхности создается зона повышенного давления, а с
другой - пониженного. Возникающие в результате вихревые потоки по краям
ласты создают дополнительное сопротивление. Щели в основании лопасти
пропускают воду, уменьшают разницу давлений и тем самым ослабляют
вихревые потоки. Подобная конструкция не увеличивает скорости,
сообщаемой ластами, но уменьшает усилие при гребке.
Значительно
повышается КПД ласт при использовании туннельного эффекта (фото 2.4
Б-Е). Во время гребка некоторое количество воды неизбежно скатывается в
стороны, не участвуя в создании поступательного движения подводника.
Если внутренняя часть лопасти ласты сделана из более мягкого материала,
чем боковые части, то при гребке ласта прогибается, образуя желоб,
ориентирующий поток воды в нужном направлении, уменьшая тем самым
количество воды, скатывающейся вхолостую. Другой способ создания
туннельного эффекта - разделение пластиковой лопасти 2 - 4 продольными
резиновыми желобками, допускающими поперечный изгиб. Разновидностью
туннельного эффекта является эффект ложки или ковша, достигаемый
клиновидной вставкой более мягкого материала (фото 2.5) или резиновыми
желобками разной длины. Сегодня ласты с туннельным эффектом наиболее
популярны среди подводников - аквалангистов.
Как выбрать ласты?
Во-первых, Вам необходимо сделать выбор между ластами с закрытой или
открытой пяткой. Для занятий в бассейне, скоростного плавания или
подводной охоты имеет смысл остановиться на первом варианте. Если же Вы
планируете всерьез заниматься плаванием с аквалангом, мы рекомендуем
приобрести ласты с открытой пяткой и регулируемыми ремешками и
обзавестись неопреновыми носками или ботиками, так как без них плавание
в регулируемых ластах крайне неудобно и часто приводит к образованию
мозолей.
Теперь о выборе конкретной модели. Общий дизайн и
цветовые вариации имеют серьезное значение, но гораздо важнее
гидродинамические свойства ласт. В зависимости от вашего телосложения и
физических возможностей те или иные ласты будут для Вас наиболее
удобны. Мы предлагаем следующий тест, позволяющий сделать грамотный
выбор. Все, что для этого нужно - это плавательный бассейн или открытый
водоем. Наденьте маску и ласты, успокойте дыхание и пронырните на одном
вдохе фиксированную дистанцию, близкую к пределу ваших возможностей.
Для кого - то это будет 25 м, для кого-то - 50 или более. Отдохните и
повторите опыт в других ластах. Выбирайте те, с которыми это упражнение
дается Вам легче всего. Они вовсе не обязательно развивают максимальную
скорость, тем самым уменьшая время проныривания, но наиболее выгодно
преобразуют вашу энергию в поступательное движение, а значит - будут
лучше всего экономить воздух при погружении.
Если ласты не имеют
металлических деталей, их не обязательно промывать пресной водой после
каждого морского погружения, но желательно сделать это перед длительным
перерывом в эксплуатации. Не оставляйте их надолго под прямыми
солнечными лучами, не сушите на печке или ином нагревательном приборе,
избегайте деформации при транспортировке и хранении. Для последнего не
пренебрегайте использованием пластиковых вставок в калошу, входящих в
комплект поставки. Для снятия регулируемых ласт очень удобно
расстегивать замочки на ремешке. Оставшаяся на ласте часть замка при
неудачном движении или ударе о другой предмет (деталь снаряжения, борт
судна) может соскочить с посадочного места. Обращайте на это внимание и
старайтесь поскорее застегнуть ремешок после снятия ласты.
При соблюдении этих простых правил ласты прослужат Вам долгие годы.