Как определить класс гостиницы?
В сфере туризма для удобства определения требований потребителей и предложения туроператоров условно используется так называемая система "звезд", принятая в качестве стандарта во Франции. Однако такая условная классификация применительно ко всем гостиницам в разных странах не может быть верной ввиду сложности приведения к общему знаменателю стандартов, принятых в различных странах. В каждом государстве формируются свои типы предприятий, учитывающие особенности географического положения, климатические условия, ряд других факторов и, самое главное, особенности сложившегося спроса.
Уровень комфорта - это главнейший и решающий фактор, влияющий на определение класса гостиницы. В каждом отдельном государстве к пониманию уровня комфорта как критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также ряд факторов, обусловленных культурно-историческими и национальными традициями государств препятствует введению в мире единой классификации гостиниц. В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой "корон" используется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств.
Имеется ряд причин не дающих возможности определенно назвать класс отдельной гостиницы соответствующим принятому стандарту в какой-либо стране и сравнить его с любой другой классификацией. Так, например, новейшая гостиница в ОАЭ "Burj-Al-Arab" (Башня арабов) по уровню комфорта на сегодняшний день значительно выше любой существующей на земле гостиницы.
В большинстве современных гостиниц принято кроме номеров, подходящих под общее определение уровня комфорта данной гостиницы, иметь ряд номеров более высокого или низкого уровня. Так, например, еще со времен "застоя" в России и странах СНГ кроме разрядов гостиниц номера были подразделены на категории: высшая, первая, вторая, третья и четвертая. А, например, в гостинице "Marriott" 5* во Франкфурте-на-Майне навввверхних этажах (выше 37-го этажа) имеются номера повышенного уровня комфорта и так называемый "Penthouse", доступ туда осуществляется с помощь по сайтую ключа от номера. Это ключ в виде пластиковой карточки с кодом (этим кодом могут быть отверстия, расположенные определенным образом или магнитная полоска с цифровым кодом и т.д.), который вставляется в специальное отверстие в панели с кнопками в лифте, код считывается компьютером и лифт осуществляет дальнейшее движение. Причем каждый новый постоялец получит новый ключ с новым кодом для доступа к этажу и двери своего номера. А в упомянутой гостинице "Burj-Al-Arab" имеется по два президентских и королевских апартамента. Все номера в этом отеле выполнены в двух уровнях и различаются по количеству спален.
Рассмотрев предложенные ниже классификации можно судить о различии в подходах к классификации гостиниц в разных странах. Установление уровня комфорта гостиниц в настоящее время лежит в основе более 30 систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются следующие: - европейская, или система "звезд", базирующаяся на французской национальной системе классификации, в основе которой - деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. (применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран); - система букв (А, В. С, D) - в Греции (А = 4*, В = 2*, С = 3*, D = 1*); - система "корон" - в Великобритании; - система разрядов (люкс, высший А, высший В, первый, второй, третий, четвертый) - на территории бывшего СССР - в странах СНГ. Одна из классификаций гостиниц по уровню цен
- бюджетные - 25-35 долларов США; - экономичные - 35-55 долларов США; - средние - 55-95 долларов США; - первоклассные - 95-195 долларов США; - апартаментные - 65-125 долларов США; - фешенебельные - 125-425 долларов США; Классификация гостиниц по системе ассоциации британских турагентств (British Travel Authority - BTA): - бюджетные гостиницы - расположены в центре города (населенного пункта) и имеют минимум удобств. Приблизительно могут соответствовать классу 1*; - гостиницы туристического класса - в структуре обязательно наличие ресторана или бара. Приблизительно могут соответствовать классу 2*; - гостиницы среднего класса - уровень обслуживания достаточно высок. Приблизительно могут соответствовать классу 3*; - гостиницы первого класса - очень высокий уровень комфорта и отличный уровень обслуживания. Приблизительно могут соответствовать классу 4*; - гостиницы высшей категории - уровень обслуживания и проживания высшего класса. Приблизительно могут соответствовать классу 5*. Французская национальная классификация В этой классификации 6 категорий: 1*, 2*, 3*, 4*L и 5*, одна категория без звезды. Классификация гостиниц в цепи "Аккор":
- Sofitel - 5 звезд; - Novotel - 4 звезды; - Mercury - 3 звезды; - Ibis - 2 звезды; - Etap - 1 звезда; - Formula 1 - без звезд; Немецкая классификация
В Германии придерживаются собственных стандартов при определении класса гостиниц. Критериев для оценки очень много, около 20 основных. При возрастании класса гостиницы в десятки и сотни раз возрастает и количество факторов, влияющих на определение этого класса. В этой классификации 5 классов:
- туристский класс - 1*; - стандартный класс - 2*; - комфортный класс - 3*; - первый класс - 4*; - люкс - 5*; Итальянская классификация - первая категория - 4*; - вторая категория - 3*; - третья категория - 2*; Из-за высоких пошлин в Италии гостиницы, явно претендующие на 5* остаются 4*.
Классификация гостиниц в США
В США нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц. По уровню комфорта они обычно делятся на пять категорий. Высшая категория 5* присуждается двумя учреждениями: American Automobile Association (AAA) и Mobile Travel Guide. Крупнейшая американская гостиничная цепь "Holiday Inn" предполагает следующие марки:
- Garden Court - гостиницы экономического класса; - Holiday Inn Express - гостиницы квартирного типа (апартотели); - Holiday Inn San Spri Resorts - курортные гостиницы для лиц с высокими доходами; - Holiday Inn Select - гостиницы для деловых людей; - Holiday Inn Hotels End - гостиницы, 10% номерного фонда которых представляют апартаменты для деловых людей, но с длительным пребыванием.
Уровень развития бизнеса в сфере гостиничного хозяйства и комплексного характера гостиничного предложения на практике привел к тому, что в настоящее время сегментируется не только продукт "гостиница", а единица более крупная в смысле более полного удовлетворения спроса потребителя "гостиничное предприятие", "гостиничный продукт", где с точки зрения маркетинга в термине "продукт" совмещаются понятия "товары" и "услуги". На гостиничном предприятии услуги размещения, питания и прочие услуги дополняют друг друга, и в большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаются клиентами как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия.
Типология гостиничных предприятий, получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, приведена в таблице "Типология гостиниц". В связи с появлением на гостиничном рынке новых услуг и форм обслуживания приведенная типология носит весьма условный характер. Однако такое разделение важно не только для понимания особенностей управления каждым типом, как объектом, но и для принятия решения клиентами гостиниц и служб размещения, как и клиентами турагентсв при планировании расхода средств на проживание и определении желаемого уровня комфорта в зарубежной поездке, на отдыхе, лечении, в командировке и т.д. Собственный подход к классификации гостиниц имеют так называемые гостиничные цепи. Обычно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все гостиницы конкретной цепи. В каждой марке учитывается не только уровень комфорта, но и назначение, месторасположения и некоторые другие критерии. Десять крупнейших гостиничных цепей мира
№ | Название гостиничной цепи | Число предприятий | Общее число номеров | Число стран, в которых находятся предприятия | 1 | Hospitality Franchise System, Parsippany, NJ
| 4400 | 435000 | 6 | 2 | Holiday Inn Worldwide, Atlanta, Ga
| 2031 | 365309 | 62 | 3 | Choice Hotels International, Silver Springs
| 3467 | 299881 | 38 | 4 | Best Western International, Phoenix, CA
| 3401 | 276659 | 60 | 5 | Accor, Paris, Fr | 2205 | 252887 | 73 | 6 | Marriott Hotels & Resorts, Bethesda
| 898 | 186656 | 27 | 7 | ITT Sheraton Corp., Boston, MA
| 417 | 129937 | 61 | 8 | Forte PLC, London, GB
| 959 | 98450 | 60 | 9 | Hilton Hotels Corp., Beverly Hills, CA
| 223 | 92119 | 8 | 10 | Carlson Hospitality Group, Minneapolis, Minn.
| 368 | 83258 | 39 |
Международная гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории:
- первая - это корпоративные цепи - гостиничные корпорации, владеющие многочисленными предприятиями; - вторая - цепи независимых предприятий, которые объединяются для использования общей системы бронирования, концепции маркетинга, рекламы и других дорогостоящих для отдельного предприятия услуг; - третья - цепи, представляющие управленческие услуги. Тенденция образования гостиничных цепей в настоящее время наблюдается и в государствах СНГ (ЗАО "Норд-отель", Москва).
С начала 90-х годов в строительстве, реконструкции и управлении гостиницами в России также принимают участие международные гостиничные цепи Dusit Thani Kempinski, Redisson SAS, Inter-Continental Hotels, что затем отражается в названиях гостиниц: Балчуг-Кемпински, Рэдисон SAS-Лазурная, Рэдисон SAS-Славянская, Метрополь и т.д.
Вопросами координации функционирования гостиничных цепей и ассоциаций независимых гостиниц и ресторанов в Европе занимается Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц и ресторанов Европейского Экономического Сообщества (HORTEC).
* * *
Источник: http://albarossa.iatp.by/alba2/hotels_typology.htm |